Главная / Лидия Делекторская / История отношений
Светловолосая муза
Лидия ухаживала за больной и постаревшей Амели Матисс, искренне заботясь и переживая за нее. Мадам быстро привыкла к девушке, даже подружилась с ней.
Амели жаловалась Лидии на тяжелую судьбу и на невнимание мужа, рассказывала о его скверном характере.
Озарение
Лидия не сразу начала позировать Матиссу, она не была его типом. Но однажды, сидя на диване, отдыхая после работы, девушка дернулась от неожиданности: «Не шевелитесь!» — сказал ей тихо вошедший Матисс, и принялся рисовать. Тогда он увидел ее будто впервые: большие глаза, светлые волосы, руки…
Матисс разглядел в Лидии идеальную модель, и начал писать ее неустанно. Он вспомнил о штриховом рисунке и пытался нарисовать портрет девушки одной линией. Обычно, чтобы сделать такую работу, художник изучал человека не часами, а днями и месяцами.
Он рисовал Лидию 20 лет и на закате жизни сказал: «Когда мне скучно или грустно, я берусь за портрет мадам Лидии. Я знаю ее, как какую-нибудь букву».
В 1935 году весной Матисс написал несколько шедевров подряд: «Синие глаза», «Сон», «Розовая обнаженная».
«Синие глаза», 1934 год
«Сон», 1935 год
«Розовая обнаженная», 1935 год
«Мадам Лидия, вставайте! Надевайте славянскую блузу и вон ту ленту в волосы, и скорее, пожалуйста, скорее, у меня уйдет цвет!» — взывал Матисс, измотанный бессонницей.
Роковая картина
Он написал «Стоящую обнаженную», вдохновленный грацией и естественностью светловолосой русской девушки. Этот портрет настолько понравился Матиссу, что Амели даже испугалась. Мадам Матисс всё яснее понимала, что ее место, место музы и помощницы творца перешло к молодой славянке. Она добилась увольнения Лидии Делекторской: Анри, чувствуя себя виноватым перед супругой всю жизнь, уступил ей.
Девушка впала в глубокое отчаяние, и пыталась даже свести счеты с жизнью. Она выстрелила в себя, но пуля застряла в грудной кости — нажать еще раз на курок она не смогла.