Главная / Биография / 1931–1954 гг.
Последние годы (1931–1954)
На закате карьеры Матисса сопровождал успех. Его знали в обществе — теперь имя работало на него.
Годы идут, работа кипит
В конце карьеры Матисс получил несколько крупных заказов. К примеру, в 1931 году ему поручили расписать стены в художественной галерее в Пенсильвании, которой владел коллекционер доктор Альберт Барнс. Он также нарисовал иллюстрации для серии поэтических сборников, которые были выпущены ограниченным тиражом.
Вопреки болезни
После операции на кишечнике в 1941 году Матисс был почти прикован к постели, однако даже лежа в кровати продолжал работать. Он рисовал карандашом или углем, закрепленным на конце длинного шеста, который позволял доставать до холста.

Матисс рисует голову для украшения Капеллы Чёток в Вансе, 1950 год
Его поздние работы были столь же экспериментальными и яркими, как и ранние. Одной из самых запоминающихся стала книга «Джаз», написанная и проиллюстрированная Матиссом в 1947 году.

«Цирк» (Иллюстрация к книге «Джаз», аппликация из бумаги, 1947 год)
В ней художник описывал свои размышления о жизни и искусстве и украшал текст изящными аппликациями из цветной бумаги. Этот проект вдохновил Матисса на создание серии работ с выразительными формами человеческих фигур, вырезанных из ярко-синей бумаги.

«Голубая обнаженная», 1952 год
Венец творения — Капелла Чёток (Chapelle du Rosaire de Vence)
С 1947 по 1951 год Анри Матисс работал над проектом, который он назвал своим лучшим произведением. Он разработал план, витражи и фрески для Капеллы Чёток в Вансе, известной сегодня также как часовня Розер и часовня Матисса.
«Я не стремлюсь возводить церкви, — говорил Матисс. — Я создаю нечто вроде театральной декорации… Я хотел бы сделать свою капеллу местом, которое своей красотой тронуло бы сердце каждого, местом, где их души были бы очищены красотой форм».

Интерьер Капеллы Четок в Вансе
Матисс в капелле
Вид снаружи:
Последние работы
После четырехлетней непрерывной работы у Матисса ухудшилось здоровье: упало зрение, начала мучить бессонница, болело сердце. Но, несмотря на это, он продолжал работать над аппликациями. В 1952 он закончил серию «Голубые обнаженные» и большую работу «Бассейн» и в 1953 показал их на выставке в Париже.
В 1954 году Матисс опубликовал книгу «Портреты», в которой собрал 39 портретов современников.

Книга «Портреты»
В этом же году закончил витраж, заказанный Нельсоном Рокфеллером.
3 ноября 1954 года в Ницце на 84 году жизни Анри Матисс скончался.