Главная / Творческий путь / Пуантилизм
Пуантилизм Матисса
Перерисовывать гипсовые маски и копировать пейзажи в реалистическом стиле Матиссу быстро надоело: у него появилось непреодолимое желание выражать кистью свои чувства и впечатления от увиденного. Начало 1900 годов ознаменовало новую веху в развитии художника: на некоторое время он ушел с головой в пуантилизм.
Пуантилизм, или дивизионализм, — стилистическое направление, предполагавшее рисование мазками в форме точек или небольшими прямоугольными мазками. Техника интересна концепцией разложения цвета — отказом от смешивания красок — точки простых цветов должны «смешиваться» в сложные цвета при восприятии, не на полотне, а на сетчатке глаза.
Попытки освоить новую технику принесли потрясающие плоды в виде прекрасной работы «Роскошь, покой и наслаждение» (1904):
Для названия картины Матисс выбрал строчку из произведения горячо любимого Бодлера.
Несколько натюрмортов в той же технике:
«Разложение цвета разрушает форму…»
Отрывистые мазки лишь ненадолго завладели вниманием Матисса. Некоторое время спустя он даже критически высказался о пуантилизме: «Разложение цвета, — говорил Матисс, — ведет к разрушению формы и линии. Покрытое цветными точками полотно остается плоским и способно лишь раздражать сетчатку глаза». Его притягивало движение и ритм, а принципы пуантилизма сковывали его, поэтому он оставил их позади, развивая фовизм.