Главная / Друзья Матисса / Семейство Стайнов
Семейство Стайнов и Анри Матисс
Покупателями, спасшими Матисса от безденежья, были брат и сестра Лео и Гертруда Стайн — коллекционеры современной живописи. Картины также собирал Майкл, второй брат Гертруды, и его жена Сара. Семейство скупало полотна непризнанных и недооцененных мастеров.
Стайнов уже давно знали в окрестных галереях: они покупали у Поля Сезанна, Пикассо и других живописцев нового времени.

Гертруда Стайн
Лео Стайн о Матиссе
Лео Стайн говорил о художнике как об истинном джентльмене:
«…Бородатый Матисс, у которого всё было правильно, в аккуратных очках, умный, легко ведущий беседу, слегка застенчивый, в его безукоризненном мире есть место для всего, и все на своих местах — и внутри его, и во всем, что его окружает».
История с полотном «Женщина в шляпе»
«Женщина в шляпе» была первой картиной Матисса в коллекции Стайнов. История этой покупки весьма известна. В 1905 году в Осеннем Салоне это полотно вызвало бурю критики. Портрет жены называли откровенной мазней, а художника публично оскорбляли. «Донателло среди диких зверей!» — возмущался критик Луи Воксель.

«Женщина в шляпе», 1905 год
За неделю до закрытия выставки Матиссу пришла телеграмма от Стайнов — они предлагали вдвое меньше заявленной цены за «Женщину в шляпе». Мадам Матисс убедила художника, чтобы тот не уступал, и оказалась права: вскоре пришла вторая телеграмма с сообщением, что Стайны готовы выкупить полотно по первоначальной стоимости.
Первооткрыватели современного искусства
Семейство Стайнов во главе с молодой писательницей Гертрудой Стайн оказалось одним из первых коллекционеров, прочувствовавших вкус нового искусства. Благодаря Стайнам многие художники смогли обрести финансовую независимость. Анри Матисс стал желанным гостем на еженедельных субботних приемах у коллекционеров, а его «Женщина в шляпе» — первой и далеко не последней покупкой Стайнов.