Главная / Наследие / Рисунок
Рисунок — искусство черно-белой живописи Анри Матисса
Об искусстве рисунка художник говорил:
«Я всегда считал рисунок не упражнением для обретения особых навыков, а в первую очередь — средством выражения интимных чувств и передачи своего душевного состояния; но средством упрощенным, которое может придать экспрессии спонтанность и простоту, позволяющие ей легко захватить душу зрителя».
Рисунки Матисса выполнены преимущественно карандашом, пером или углем.
Матисс за работой (закадровый голос также принадлежит ему, он на французском языке рассказывает о рисунке)
Начало творческого пути
Впервые Матисс познакомился с рисунком еще в 20-летнем возрасте. В 1889 году Анри перенес операцию по удалению грыжи. Когда он начал поправляться, мать купила ему инструменты для рисования. Новое занятие было таким увлекательным, что после выздоровления Матисс записался в школу рисунка Кантен де ля Тур, где обучали чертежников для текстильной промышленности.
Образование в Кантен де ля Тур не нравилось будущему художнику и в 1891 году он решает поступить в парижскую Школу изящных искусств. Однако подготовка Анри настолько слаба, что его рисунок не проходит даже первый отборочный тур.
После провала Матисс не оставлял попытки попасть в элитную школу художников и в конце концов Поль Луи Кутюрье — один из преподавателей школы Кантен де ля Тур — подписал рекомендательное письмо для Матисса. Учитель направил Анри к самому богатому и влиятельному художнику Европы — Вильяму Бугро. Тот предложил Матиссу записаться в Академию Жюлиана.
На первом же занятии Бугро сказал, что Матисс рисовать не умеет и никогда не научится. Анри приходилось долгое время срисовывать гипсовые маски с помощью отвеса (грузика на нитке, которая позволяла визуально разделить гипсовую маску на две части с помощью строго вертикальной линии, а также измерять ее пропорции). Со временем оказалось, что умение пользоваться отвесом — единственное, чему Матисс научился у Бугро.
На следующий год Матисс перешел в класс Габриэля Феррье, который также не нашел ничего выдающегося в рисунках будущего художника и посоветовал не терять время попусту. На занятиях Анри приходилось снова рисовать гипсовые слепки.
Писать с гипса у Анри не очень получалось, он ждал возможности поработать с живой моделью. Но при виде обнаженной модели так разволновался, что не смог сделать даже элементарный набросок. Феррье разочарованно осудил его рисунок, сказав: «Это настолько плохо, что трудно даже описать словами».
К выпуску преподаватели положительно оценили один из рисунков углем, чтобы Матисс смог набрать баллы и поступить в Школу изящных искусств. После этого художник стал писать в основном цветные картины, однако на протяжении всей жизни периодически возвращался к рисунку.
Рисунки, которые помогла создать муза
С начала 1930-х годов Матисс усиленно занимается графикой — рисует пером, создает литографии, офорты. В живописи всё сильнее проявляется графическое начало.
Основательно заниматься рисунком художник начал после Первой мировой войны, когда начинается новый этап творчества. Произведения этого периода отличаются приглушенными тонами.
Среди черно-белых работ Матисса можно найти пейзажи, портреты, наброски незавершенных картин, но основная часть работ посвящена Лидии Делекторской.
«Женская полуфигура» (портрет Л. Делекторской), уголь, 1930 год
«Женская голова» (портрет Л. Делекторской), 1935 год
Еще работы, посвященные Лидии Делекторской:
В наследии Матисса сохранился рисунок, сделанный в 1912 году. Для работы углем художнику позировал Щукин. Анри немного изменил черты необычного лица российского коллекционера, акцентировав узкие глаза, крупный рот.
Портрет С. И. Щукина, 1912 год
Еще графические работы Матисса:
«Одалиска с мавританским креслом», тушь, 1928 год
«Женщина с гитарой», уголь, 1939 год