Главная / Наследие / Рисунок
Рисунок — искусство черно-белой живописи Анри Матисса
Об искусстве рисунка художник говорил:
«Я всегда считал рисунок не упражнением для обретения особых навыков, а в первую очередь — средством выражения интимных чувств и передачи своего душевного состояния; но средством упрощенным, которое может придать экспрессии спонтанность и простоту, позволяющие ей легко захватить душу зрителя».
Рисунки Матисса выполнены преимущественно карандашом, пером или углем.
Матисс за работой (закадровый голос также принадлежит ему, он на французском языке рассказывает о рисунке)
Начало творческого пути
Впервые Матисс познакомился с рисунком еще в 20-летнем возрасте. В 1889 году Анри перенес операцию по удалению грыжи. Когда он начал поправляться, мать купила ему инструменты для рисования. Новое занятие было таким увлекательным, что после выздоровления Матисс записался в школу рисунка Кантен де ля Тур, где обучали чертежников для текстильной промышленности.
Образование в Кантен де ля Тур не нравилось будущему художнику и в 1891 году он решает поступить в парижскую Школу изящных искусств. Однако подготовка Анри настолько слаба, что его рисунок не проходит даже первый отборочный тур.
После провала Матисс не оставлял попытки попасть в элитную школу художников и в конце концов Поль Луи Кутюрье — один из преподавателей школы Кантен де ля Тур — подписал рекомендательное письмо для Матисса. Учитель направил Анри к самому богатому и влиятельному художнику Европы — Вильяму Бугро. Тот предложил Матиссу записаться в Академию Жюлиана.
На первом же занятии Бугро сказал, что Матисс рисовать не умеет и никогда не научится. Анри приходилось долгое время срисовывать гипсовые маски с помощью отвеса (грузика на нитке, которая позволяла визуально разделить гипсовую маску на две части с помощью строго вертикальной линии, а также измерять ее пропорции). Со временем оказалось, что умение пользоваться отвесом — единственное, чему Матисс научился у Бугро.
На следующий год Матисс перешел в класс Габриэля Феррье, который также не нашел ничего выдающегося в рисунках будущего художника и посоветовал не терять время попусту. На занятиях Анри приходилось снова рисовать гипсовые слепки.
Писать с гипса у Анри не очень получалось, он ждал возможности поработать с живой моделью. Но при виде обнаженной модели так разволновался, что не смог сделать даже элементарный набросок. Феррье разочарованно осудил его рисунок, сказав: «Это настолько плохо, что трудно даже описать словами».
К выпуску преподаватели положительно оценили один из рисунков углем, чтобы Матисс смог набрать баллы и поступить в Школу изящных искусств. После этого художник стал писать в основном цветные картины, однако на протяжении всей жизни периодически возвращался к рисунку.
Рисунки, которые помогла создать муза
С начала 1930-х годов Матисс усиленно занимается графикой — рисует пером, создает литографии, офорты. В живописи всё сильнее проявляется графическое начало.
Основательно заниматься рисунком художник начал после Первой мировой войны, когда начинается новый этап творчества. Произведения этого периода отличаются приглушенными тонами.
Среди черно-белых работ Матисса можно найти пейзажи, портреты, наброски незавершенных картин, но основная часть работ посвящена Лидии Делекторской.
![«Женская полуфигура» (портрет Л. Делекторской), уголь, 1930 год «Женская полуфигура» (портрет Л. Делекторской), уголь, 1930 год](/images/img/jenskaya-polufigura.jpg)
«Женская полуфигура» (портрет Л. Делекторской), уголь, 1930 год
![«Женская голова» (портрет Л. Делекторской), 1935 год «Женская голова» (портрет Л. Делекторской), 1935 год](/images/img/jenskaya-golova.jpg)
«Женская голова» (портрет Л. Делекторской), 1935 год
Еще работы, посвященные Лидии Делекторской:
![](/images/img/59441014_4ak.jpg)
![](/images/img/59439180_0ak.jpg)
![](/images/img/59439692_4ak.jpg)
![](/images/img/59441881_0ak.jpg)
![](/images/img/59442273_0ak.jpg)
В наследии Матисса сохранился рисунок, сделанный в 1912 году. Для работы углем художнику позировал Щукин. Анри немного изменил черты необычного лица российского коллекционера, акцентировав узкие глаза, крупный рот.
![Портрет С. И. Щукина, 1912 год Портрет С. И. Щукина, 1912 год](/images/img/portret-shcukina.jpg)
Портрет С. И. Щукина, 1912 год
Еще графические работы Матисса:
![«Одалиска с мавританским креслом», тушь, 1928 год «Одалиска с мавританским креслом», тушь, 1928 год](/images/img/odaliska-s-kreslom.jpg)
«Одалиска с мавританским креслом», тушь, 1928 год
![«Женщина с гитарой», уголь, 1939 год «Женщина с гитарой», уголь, 1939 год](/images/img/jenchina-s-gitaroy.jpg)
«Женщина с гитарой», уголь, 1939 год
![](/images/img/59439823_0ak.jpg)