Главная / Творческий путь / Модели
Матисс и его модели: живопись — прежде всего!
Я рисую не женщин; я рисую картины.
Анри Матисс
Матисс требовал от моделей предаться высшей цели полностью, так же, как и он сам. Ему не было дела до желаний и потребностей других людей, когда это касалось его работы. Он не прощал ни свои, ни чужие слабости.
Бесконечный источник творчества
Целеустремленности у Матисса с годами не убавилось, и в 60 лет он всё так же увлеченно занимался живописью. Художник до сих пор не мог свыкнуться с мыслью, что не все могут так самоотверженно отдаваться творчеству, как он. Молодые девушки казались ему легкомысленными и ленивыми. Как можно позволять себе отдыхать по выходным, бегать на танцы и свидания?
Но к этому времени модели привыкли к нему и воспринимали оскорбления и требовательность старого гения терпеливо, как своего рода ритуал.
Лидия
С появлением в жизни Лидии Делекторской художник стал более сдержан. Когда русская девушка в 1935 году начала позировать ему, то на картине она выглядела спокойно засыпающей под музыку. В отличие от модели картины «Сатира и нимфы», где испуганная нимфа убегает от насильника.
«Сатир и нимфа», 1909 год
«Сон», 1935 год
В 1933 году, оправдывая свои «приступы безумия», Матисс сказал: «Перед каждой картиной я испытываю сильное волнение. С каждой новой картиной я как бы рискую всей своей жизнью».
О своих моделях Матисс говорил, что на картинах они никогда не выглядят второстепенными, фигуры людей — основная тема его работ. «Я в абсолютной зависимости от модели», — признался как-то художник.