Главная / Наследие / Бумага
Декупаж Анри Матисса. Последнее хобби, или Рисование ножницами
Технику декупажа Матисс открыл для себя во время создания эскиза панно для музея Барнса («Парижский танец»).
![«Парижский танец», 1933 год «Парижский танец», 1933 год](/images/img/Dance_Matiss.jpg)
«Парижский танец», 1933 год
В последующие годы аппликации стали для художника новым хобби и превратились в рисование ножницами, так как из-за болезни он практически не мог вставать с постели, чтобы писать картины.
Второй декупажной работой Анри были декорации для балета Монте-Карло «Странная Фарандола» по заказу Рене Блюмома.
![Эскиз для декорации занавеса к балету «Странная фарандола» Эскиз для декорации занавеса к балету «Странная фарандола»»](/images/img/strange-farandolla.jpg)
Эскиз для декорации занавеса к балету «Странная фарандола»
Во время Второй мировой войны Матисс работал над иллюстрациями для своей книги «Джаз». С 1943 до 1947 год художник вырезал рисунки из раскрашенной бумаги.
Мастером аппликаций Матисс почувствовал себя только после выхода в свет «Джаза».
![«Обложка книги «Джаз»» «Обложка книги «Джаз»»](/images/img/oblozka-jazz.jpg)
Обложка книги «Джаз»
![«Икар», 1947 год. Иллюстрация к книге «Джаз» «Икар», 1947 год. Иллюстрация к книге «Джаз»](/images/img/ikar.jpg)
«Икар», 1947 год. Иллюстрация к книге «Джаз»
![«Цирк», 1947 год. Иллюстрация к книге «Джаз» «Цирк», 1947 год. Иллюстрация к книге «Джаз»](/images/img/sirk.jpg)
«Цирк», 1947 год. Иллюстрация к книге «Джаз»
Другу Андре Верде художник говорил: «Иногда возникали трудности: линии, объемы, цвета... а когда я их объединял, всё рушилось, поскольку одно разрушало другое. Приходилось начинать снова, искать музыку и танец, находить равновесие и избегать условностей... Недостаточно разместить цвета один рядом с другим, как бы красивы они ни были: нужно еще, чтобы эти цвета взаимодействовали друг с другом. В противном случае это какофония...»
Создавать аппликации художнику часто помогала Лидия Делекторская.
В конце 40-х годов Матисс работал над витражами для часовни в городе Вансе, которую он проектировал. Годами мастер самозабвенно работал с бумагой и ножницами, учитывая каждую деталь убранства капеллы. Он продумал всё, даже подсвечники и священные облачения.
![Эскиз витража для окна капеллы Розового Венца Эскиз витража для окна капеллы Розового Венца](/images/img/vitraj.jpg)
Эскиз витража для окна капеллы Розового Венца
Увлечение декупажем помогло художнику раскрыть новую грань своего таланта. Благодаря аппликациям Матисс нашел новую возможность работы с цветами.
В 2011 году вышла книга Жиля Нере «Матисс. Аппликации».
![Обложка книги «Матисс. Аппликации» Обложка книги «Матисс. Аппликации»](/images/img/aplicacii.jpg)
Обложка книги «Матисс. Аппликации»
Еще аппликации художника:
![«Формы: белый и синий торсы» «Формы: белый и синий торсы»](/images/img/belii-sinii-torsy.jpg)
«Формы: белый и синий торсы»
![«Венок. Эскиз для керамики» ««Венок. Эскиз для керамики»](/images/img/venok.jpg)
«Венок. Эскиз для керамики»
![«Метатель ножа» «Метатель ножа»](/images/img/metatel-nozha.jpg)
«Метатель ножа»
![«Зюльма» «Зюльма»](/images/img/zulma.jpg)
«Зюльма»
![«Улитка» «Улитка»](/images/img/ulitka.jpg)
«Улитка»
![«Синяя обнаженная с волосами на ветру» «Синяя обнаженная с волосами на ветру»](/images/img/sinyaya-obnazhonnaya.jpg)
«Синяя обнаженная с волосами на ветру»
![«Японская маска» «Японская маска»](/images/img/japan-mask.jpg)
«Японская маска»
![«Креольский танцор» «Креольский танцор»](/images/img/Creole_Dancer.jpg)
«Креольский танцор»
![](/images/img/59439823_0ak.jpg)