Главная / Пикассо / Сравнение картин
Сопоставление творчества Матисса и Пикассо
Если не принимать во внимание явные различия между художниками, то можно увидеть, в чем они схожи. Взять хотя бы их увлечение искусством других стран (Пикассо было близко африканское, а Матиссу — марокканское, персидское и японское) или возвращение к наивному, чистому детскому стилю (коллажи из цветной бумаги Матисса и «плоские» скульптуры Пикассо). Всё это указывает и на схожесть идей двух великих мастеров, и на то, как внимательно они следили за работой и прогрессом друг друга.
На многих полотнах художников прослеживаются схожие мотивы и сюжеты. Обратите внимание на танцующие фигуры людей, на изображение тела в необычной форме, или на повторяющийся сюжет с музыкальным инструментом, представленный ниже

Слева — «Танец с настурциями», написанный Матиссом в 1912 году, справа — «Три танцора», написанные Пикассо в 1925-м.

Слева — «Распущенные волосы» Матисса, 1952 год, справа — «Акробат» Пабло Пикассо, 1930-й

Слева — «Музыка» Матисса, 1939 год, справа — «Серенада» Пикассо, 1942-й
Повелители цвета и формы
Вот уж в чем точно художники были схожи, так это в смелости выходить за рамки, принятые в искусстве, и даже за собственные рамки.
История с «Авиньонскими девицами» — отличный тому пример. Когда Лео Стайн, восторженный матиссовским полотном «Радость жизни», купил его, Пикассо собрался с духом и решил переплюнуть французского «революционера». Он подумал: если эксперименты Матисса с цветом вызывают такую бурную реакцию у критиков и приятелей, то он должен показать свое могущество над формой, точнее, над ее разрушением. И тогда Пикассо принялся за работу над «Авиньонскими девицами». Он добился своего: то, что получилось в результате, вызвало шквал эмоций у публики.

«Радость жизни», (Матисс, 1906 год)

«Авиньонские девицы», (Пикассо, 1907 год)
Таким образом, благодаря Матиссу нежно-лиловые циркачи раннего Пикассо превратились в нечто, разрушающее логику и внушающее страх. Испанец показал жестокость формы вне формы и сделал цвет второстепенным. Увидеть превосходство формы над цветом у Пикассо можно, если сравнить его обесцвеченное полотно с матиссовским. «Радость жизни» в черно-белом цвете ничего нам не говорит, в то время как «Девицы» Пикассо сохраняют свою целостность.

«Радость жизни», Матисс

«Авиньонские девицы», Пикассо