Главная / Лидия Делекторская / Закомство
Лидия Делекторская — «свет его очей»
История Матисса и Лидии полна счастливых и печальных моментов. Светловолосая русская девушка вошла в судьбу художника как простая помощница, но спустя 20 лет стала для него Музой и преданным другом. Была ли она его женой? На этот вопрос Лидия ответила так:
«Вас интересует, была ли я „женой“ Матисса. И нет, и да. В материальном, физическом смысле слова — нет, но в душевном отношении — даже больше, чем да. В течение 20 лет я была „светом его очей“, а он для меня — единственным смыслом жизни».
Жизнь Лидии до Матисса
Лидия Делекторская родилась в Томске в 1910 году в семье городского детского врача. В 12 лет она осталась сиротой — родители умерли от тифа, и тогда ее забрала на воспитание тетка. Из советской России они перебрались сначала в Манчжурию, в Харбин, где девочка окончила школу, а потом в Париж. Лидия хотела стать врачом, но денег на обучение не хватило, и в 19 лет вышла замуж. Через год она рассталась с супругом и влюбилась в своего земляка, с которым уехала на юг Франции в поисках работы. Но в то время страна тонула в кризисе, и эмигрантам было непросто трудоустроиться.
Родители Лидии Делекторской
Родной дом Лидии в Томске по ул. Кузнецова, 20а
Встреча с художником
И вот осенью 1932 года девушка стояла на пороге дома №1 на площади Шарль-Феликс в Ницце. Она случайно увидела объявление на автобусной остановке о том, что художнику требуется помощница, и решила испытать судьбу. Лидия раньше не слышала имени пожилого гения и не знала, что он известен на всю страну.
Матисс взял эмигрантку на неполный рабочий день, а сверхурочные часы пообещал щедро оплачивать. Ему тогда было 63, а ей — 22. Лидия была опустошенная и потерянная, а Матисс выглядел жизнерадостным и оптимистичным, рядом с ним она наконец почувствовала себя в безопасности.
Мадам Матисс не чувствовала никакой угрозы со стороны Лидии. Девушка была спокойная и добросовестно работала. К тому же она была блондинкой со светлой кожей, прямой противоположностью одалискам, которые так нравились Анри.
Начало работы
Матиссу нужна была помощь Лидии в работе над декоративным панно «Танец» для Альберта Барнса, крупного коллекционера. Девушка проявила неожиданную ловкость, вырезая фигуры из цветной бумаги и перемещая их на фоне.
Она ничего не знала о живописи и еще долго недоумевала, как человек в годах может заниматься такой ерундой.
Через полгода «Танец» был закончен, и Лидия покинула мастерскую.
Но спустя несколько месяцев здоровье Амели Матисс ухудшилось, и ей потребовалась сиделка-помощница. Тогда супруги и вспомнили о русской эмигрантке. С тех пор Лидия жила и работала в семье Матиссов.