Главная / Творческий путь / Фовизм
Фовизм Анри Матисса
Слово «фовизм» произошло от французского fauve — ‘дикий’.
Впервые Матисса и его друзей фовистами назвал критик Луи Воксель. Он зашел в Осенний салон и увидел скульптуру Альберта Марке, стоящую возле работы Донателло: «Бедный Донателло! Он оказался в окружении дикарей!» — воскликнул Воксель.
«Дикими» впоследствии назвали Матисса и его товарищей — Андре Дерена, Мориса де Вламинка, Альберта Марке и Жоржа Руо — на выставке «Осенний салон» в 1905 году. Матисс стал негласным главой этой школы.
Несмотря на то, что Андре Дерена и других называют единомышленниками Матисса, это представление во многом натянуто. Единственное, в чем они были схожи, — это в отношении к цвету. Больше ничего общего в их творчестве не было.
Наиболее ярким предшественником фовизма можно назвать Гогена. Именно его полотна вдохновили Матисса на эксперименты.
Премудрости фовизма
Матисс писал, что главной чертой фовизма было решительное возвращение к чистым цветам: к красному, синему, желтому. Художник отказался смешивать цвета и светотени — он хотел избавиться от всего, что снижает звучность красок.
Он вернул в живопись черный цвет — черной линией он подчеркивал всё, на чем хотел сосредоточить внимание зрителя.
Фовизм можно назвать крайней точкой развития постимпрессионизма Ван Гога, объединенной с пуантилизмом Жоржа-Пьера Сёра и стилями других неоимпрессионистов, в особенности Поля Синьяка.
Фовистские полотна — динамичные, эмоциональные, контрастные, им присущ яркий колорит, динамичность мазка.
Полотно «Молодой моряк» (1906 год) было написано как раз во время сильного увлечения фовизмом:
«Испанка с бубном» Матисса — одна из наиболее известных фовистских работ:
Пейзаж Анри Морера в стиле фовизм:
«Желтая танцовщица» Меродак-Жанно: