Зрелые годы. Становление художника (1898–1909)
Главная / Биография / 1898–1909 гг.
В зрелом возрасте Матиссу пришлось пережить немало трудностей на пути к славе. Поиски своего стиля, недовольство критиков, финансовая нестабильность — через всё это он прошел и выстоял, добившись успеха.
Женитьба на Амели Парейр
Осенью 1898 года Матисс познакомился с Амели Парейр, а меньше чем через три месяца они поженились. Амели родила Матиссу двух сыновей: в 1899 году Жана-Жерара, а в 1900 году Пьера. По инициативе жены незаконнорожденная дочь Матисса Маргарита поселилась у них в доме.
После свадьбы молодожены отправились в Лондон: Камиль Писарро посоветовал Матиссу поехать туда, чтобы исследовать работы художника Уильяма Тернера. Супруги также побывали в Тулузе и Генуе.
Анри Матисс и Амели Парейр
Смерть друга, депрессия
В 1899 году, заразившись тифом, скончался близкий друг Матисса. Художник страдал от одиночества и неустроенности. Он пробовал заниматься в трех разных школах, но его выгнали отовсюду. Из отчаяния он записался на курсы Эжена Каррьера, где нашел новых друзей — Андре Дерена, Жана Пюи, Жюля Фландрена и Морриса Вламинка.
Изнурительная работа
Из-за безденежья Матисс устроился работать декоратором, ему поручили расписывать зал Grand Palais, построенный на Елисейских полях для Всемирной выставки 1900 года. Ему платили всего 9 франков в день, и за эти деньги Матиссу приходилось вместе с напарниками — безработными официантами и просто бездомными — работать в холодном, насквозь продуваемом бараке. Очень скоро Анри заболел бронхитом, и его уволили. На некоторое время ему пришлось с семьей уехать к родителям в Боэн.
Влияние Поля Синьяка
На рубеже XX века Матисс попал под влияние Поля Синьяка, художника-пуантилиста, рисовавшего небольшими точками, а не мазками. Синьяк был вице-президентом Общества независимых художников. Матисс участвовал в выставках под названием «Салон независимых», которые регулярно проводились в Обществе. В 1904 году состоялась его первая персональная выставка в галерее дилера Амбруаза Воллара.
Творческий прорыв
1904–1905 — годы большого творческого прорыва Матисса. Путешествие на юг Франции в Сан-Тропе вдохновило его писать яркие, легкие пятнистые полотна, такие как «Роскошь, покой и наслаждение».
Летом 1905 года в рыбацкой деревне Коллиур Матисс написал одни из самых значимых работ «Открытое окно, Коллиур» и «Портрет Мадам Матисс» («Зеленая полоса»). Он презентовал эти работы в Осеннем салоне в Париже. Критики современного искусства прозвали Матисса и его единомышленников Андре Дерена и Морриса де Вламинка «фовистами» («дикими зверьми»).
Рисуя в этом стиле, Матисс продолжал подчеркивать эмоциональную силу извилистыми линиями и яркими цветами. Это особенно видно в работе «Радость жизни» 1905 года:
В первом десятилетии XX века Матисс также занимался скульптурой и рисунком. С 1909 года в жизни художника началась белая полоса.
Читать далее » » »