Главная / Путешествия / Марокко
Как дух Марокко овладел Матиссом
В 1911 году близкий друг Матисса — Альбер Марке — вернулся из поездки в Марокко и поделился с художником впечатлениями о путешествии. После путешествия в Россию в этом же году Анри, вдохновленный рассказами Марке, отправляется в Танжер — крупный портовый город Марокко.
Солнечная страна настолько понравилось художнику, что в 1912 году он снова купил билет в Танжер. Перед отъездом у Матисса уже был заказ от коллекционера Ивана Морозова на работы в марокканской тематике.
По прибытии в Африку художник остановился в гостинице Grand Hotel Villa de France. Из окна его номера открывался удивительный вид на старый арабский город и Собор Святого Андрея.
Grand Hotel Villa de France
Сегодня, более чем через 20 лет перерыва в работе, (отель с 1992 года был закрыт) 5-звездочный отель и памятник архитектуры Grand Hotel Villa de France снова открыл двери для посетителей.
Grand Hotel Villa de France сегодня
В течение обоих путешествий художник трудился над работой «Марокканский триптих», который был завершен в 1912 году. Работа состоит из картин:
«Вид из окна. Танжер», 1912 год
«Зора на террасе», 1912 год
«Вход в Казба», 1912 год
После поездок Матисс сказал:
«Путешествия в Марокко помогли мне осуществить необходимый переход и позволили вновь обрести более тесную связь с природой, чего нельзя было бы достигнуть с помощью живой, но все же несколько ограниченной теории, какой стал фовизм».
Несмотря на то, что в Марокко художник пробыл совсем недолго, впечатления от Африки и Танжера оставили отпечаток на его творчестве. Его вдохновляли экзотические пейзажи, яркое солнце, сочные цвета, мечети, украшенные майоликовой плиткой. Еще долго Анри использовал в работах восточные мотивы.
Во время зим 1911–1913 и 1912–1913 годов под влиянием культуры Марокко Матисс создал несколько больших работ, а также 60 эскизов, которые составили марокканский цикл. Особенность «танжерских» картин — в ярких красках, буквально пронизанных теплом. Насыщенные оранжевые цвета как будто светятся рядом с густо-синими тонами.
«Корзина с апельсинами», 1913 год
Восхищение экзотикой Марокко сказывалось на работах художника следующие 20 лет. Только с начала 1930-х годов Матисс начал отходить от восточных мотивов. Картины становятся все более асимметричными, вместо пейзажей появляется больше позирующих женщин в нарядных платьях.
В 1990 году вышла книга «Матисс в Марокко», которую в 1992 году переиздали под названием «Матисс в Марокко: картины и наброски, 1912—1913» (Matisse in Morocco: The Paintings and Drawings, 1912-1913) автора Джека Кауарта (Jack Cowart).
Книга «Матисс в Марокко»