Главная / Пикассо / Дружба и соперничество
Дружба и соперничество Матисса и Пикассо
Отношения двух гениев мирового искусства показали нам, как соперничество может быть вдохновляющим и продуктивным.
Потеря первенства
Пикассо был одновременно разочарован и вдохновлен революционным стилем Матисса и тем, как тот решительно отказывался от классических норм в живописи. Молодой испанец хотел быть единственным, кто отважился пойти наперекор устоявшимся правилам. До знакомства с Матиссом он считал, что нашел тот самый уникальный стиль, который в будущем будет носить гордое название «современное искусство».
Пикассо увидел в Матиссе соперника, несмотря на явные различия в стиле и художественном вкусе. Наиболее важным в живописи Матисс считал цвет: с красками он обращался легко и непринужденно в отличие от Пикассо, который был верен форме.
Лучший друг — лучший критик
Матисс и Пикассо тщательно рассматривали и изучали картины друг друга.
Пабло Пикассо говорил: «Никто и никогда не смотрел на работы Матисса более пристально, чем я, и никто так скрупулезно не рассматривал мои, как он».
Матисс утверждал: «Мы с Пабло разные, как Северный и Южный полюс». Но это не помешало завязаться необычной дружбе между художниками. Они не только оценивали, но и коллекционировали картины друг друга. Пикассо для безопасности относил полотна Матисса в банковский сейф.
Оба они проходили мимо шаблонов в искусстве и создавали сложные обескураживающие работы, сводившие с ума критиков.
Матисс считал Пикассо партнером, с которым он шагал в ногу к современности, и часто даже заимствовал его приемы для своих полотен.
В память о потере друга…
Осенью 1955 года Пикассо представил серию картин под названием L'Atelier с изображением своей мастерской в Калифорнии. Хотя он и писал полотна на эту тему на протяжении всего своего творчества, эта серия — особенная. Обычно присутствующие на полотнах персонажи и модели куда-то исчезли, остался только интерьер — кисти, краски, скульптуры.
Критики считают, что эта серия — еще один ответ Анри Матиссу, ведь мастерская была любимым объектом для живописи французского художника. Всё то же открытое окно, всё тот же мольберт, но нет ярких красок, свойственных Матиссу, — так Пикассо выразил свою скорбь по недавно ушедшему другу.
«Студия» (Пабло Пикассо, 1955 год)
Это была дружба и соперничество двух художников наивысшего уровня. Они поддерживали, критиковали, приводили в ярость друг друга, помогая тем самым реализовывать амбиции и таланты.