Главная / Публикации / Р. Эсколье. «Матисс»
Рождение осеннего салона
Ночь 31 октября 1903 года. Вереница экипажей стоит у дверей Пти Пале, у тех дверей первого этажа, за которыми с 1934 по 1939 год будет размещаться выставка «Художники нашего времени». В ярком свете дуговых ламп, рассеянных там и сям в редкой листве, толпится элегантная публика: прекрасные парижанки в сильно декольтированных платьях, зябко кутающие обнаженные плечи в горностаевые и собольи манто, светские львы во фраках и смокингах.
Для этого ночного вернисажа архитектором Соважем,1 таписьером Жансеном, администратором нового общества, Франсисом Журденом,2 президентом Осеннего салона, и Айвенго Рамбоссоном,3 благодаря которому удалось заполучить подвальный этаж Пти Пале, были предписаны вечерние туалеты.
В помещениях, великолепно освещенных светильниками Паса и Сильвы, обставленных мебелью Мажореля, Дюфрена, Фолло,4 Франсиса Журдена, у полотен Аман-Жана,5 Жак-Эмиля Бланша, Одилона Редона, Жоржа Девальера, Шарля Герена, Лапрада, Марке, Руо, Гогена, Матисса толпится «весь Париж», фривольный, щебечущий, оживленный. Александр Дюваль6 оказывается бок о бок с графом Робером де Монтескью;7 Марсель-Пруст и Леон Блюм8 беседуют с Анной де Ноай;9 Артюр Мейер10 идет об руку со своей юной женой, внучатой племянницей Тюренна.11 Приближается солидная пара: Альбер Бенар12 и мадам Бенар; на роскошных бюстах, как в витринах, сверкают тяжелые кулоны Лалика.13
Родился Осенний салон. Большое событие для Парижа, большое событие для художников. На следующий год новый Салон, особенность которого состояла в том, что в нем участвовали не только художники и скульпторы, но и архитекторы, специалисты по интерьеру, и даже музыканты и писатели, переберется на другую сторону авеню Николая II14 (Анри Лапоз, тогдашний хранитель Пти Пале, счел Салон нежелательным). Директор Департамента изящных искусств Анри Марсель, один из наиболее пылких защитников новой живописи, гостеприимно предоставил новому обществу здание Гран Пале.
Итак, над академизмом одержана победа, но это не значит, что он примирился со своим поражением. В 1904 году в Осеннем салоне был показан великолепный подбор картин Сезанна; выставка нашла положительный отклик в прессе и привлекла большое число посетителей. Этого было достаточно, чтобы привести в ярость сторонников Института. Каролюс-Дюран не мог допустить, чтобы кто-то выставлялся одновременно в Осеннем салоне и в Национальном обществе изящных искусств, где он был председателем. Что касается французских художников,15 то они обратились к властям, чтобы добиться изгнания этих вандалов из Граи Пале.
В муниципалитете некий член городской управы, гасконец, фотограф Лампюэ, обеспечил себе легкий успех, упрекнув правительство в том, что оно предоставило официальное здание этой банде мазил. Однако Карьер угрожал покинуть Национальное общество, если только Каролюс-Дюран не поведет себя более либерально,16 а Анри Марсель, наделенный характером вепря, невзирая ни на академиков, ни на министров, держался стойко и тем оказывал большую поддержку независимому искусству.
Примечания
1. Соваж Анри (1873—1932) — французский архитектор и дизайнер.
2. Журден Франсис (1876—1958) — французский живописец и архитектор, много работавший в области прикладного искусства, автор многочисленных книг и статей по искусству.
3. Рамбоссон был помощником хранителя Пти Пале.
4. Мажорель Луи (1859—1926), Дюфрен Морис (1876—1955), Фолло Поль (1877—1941) — французские дизайнеры стиля модерн, разрабатывавшие новые формы мебели. Дюфрен и Фолло широко обращались также и к другим областям прикладного искусства.
5. Аман-Жан Эдмон (1860—1935) — французский живописец и декоратор, друг Сёра, склонявшийся то к умеренному неоимпрессионизму, то к символизму.
6. Дюваль Александр (1875—1945) — французский политический деятель.
7. Монтескью Робер де (1855—1921) — французский поэт-символист, чье творчество отличалось особой рафинированностью.
8. Блюм Леон (1872—1950) — французский социалист, журналист и государственный деятель.
9. Ноай Анна де (1876—1933) — графиня, французская поэтесса румынского происхождения, поддерживала дружбу с Прустом.
10. Мейер Артюр (1844—1924) — французский журналист, был редактором газет «Paris-Journal», «Le Gaulois» и др.
11. Тюренн Анри де (1611—1675) — маршал, командующий французскими войсками в Тридцатилетней войне, один из вождей Фронды.
12. Бенар Альбер (1849—1934) — видный представитель французской салонной живописи.
13. Лалик Рене (1860—1945) — французский ювелир и скульптор стиля модерн, работал в различных областях прикладного искусства.
14. Теперь авеню Уинстона Черчилля.
15. То есть Общества французских художников, организованного в 1881 году, — главного прибежища академизма и салонного искусства.
16. Каролюс-Дюран добивался исключения из Национального общества тех его членов, которые представили свои произведения в Осенний салон. Карьер был одним из основателей Национального общества.